Небо всегда притягивало людей. В прошлом веке
авиация прошла путь от самодельного планера, который продержался в воздухе
считанные секунды, до сверхзвуковых истребителей и гиперзвуковых космолетов.
Одними из главных пользователей всех технологических новинок авиации
становились военные. Пилоты ВВС всегда были своего рода армейской элитой:
жесткий отбор, недюжая выдержка и острый ум. Даже их форма всегда отличалась
фирменной кожаной курткой с шерстяной оборкой. Кроме них есть
инженеры-разработчики, механики, штурманы и сотрудники центра управления
полетами.
Сотни тысяч людей служили и служат в
военно-воздушных силах. Неудивительно, что был учрежден праздник в честь
многочисленного рода войск.
История
праздника
Собирать информацию о воздухоплавании и пытаться найти
применение новым аппаратам в Российской империи начали еще во второй половине
XIX века. Однако тогда технологии были на уровне воздушных шаров, аэростатов и
дирижаблей — не слишком эффективные в военных целях агрегаты. Собирать свои
самолеты и обучать профессиональных летчиков начали ближе к Первой мировой.
В историческую дату 12 августа 1912 года, в день
которой и отмечают праздник, произошло следующее: был издан приказ Военного
ведомства №397. Перспективным вооружением отныне занималось не Главное инженерное
управление, а вводилась отдельная воздухоплавательная часть. А немногим позже
самолеты и вовсе отделят от более громоздких и менее эффективных
воздухоплавательных средств — аэростатов и дирижаблей.
Себя новый род войск покажет уже на фронтах Первой
мировой. А во время Великой Отечественной и дальнейших вооруженных конфликтов
станет одним из ключевых и стратегически важных.
В СССР также чествовали военных летчиков. Еще в 30-е
годы командующий рабоче-крестьянскими красноармейскими военно-воздушными силами
Яков Алкснис предложил учредить профессиональное торжество. Его идея была
принята и выделена дата — 18 августа. Интересно, что в то время этот день
всегда выпадал на выходной. Трудовой календарь был устроен по другому — рабочие
отдыхали в фиксированные дни каждого месяца 6, 12, 18, 24, 30. Привычная нам
семидневка вернулась уже к сороковым. Но дата праздника осталась.
В 1997 году президент Борис Ельцин подписал указ об
установлении новой официальной даты — День Военно-воздушных сил России. 12
августа стал профессиональным праздником всех причастных. В 2015 году в связи с
реорганизацией в Министерстве обороны торжество сменило название. ВВС вошли в
состав Военно-космических сил (ВКС). Праздник переименовали соответственно в
связи с новым названием.
Традиции Дня военно-воздушных сил России
Когда на заре военной авиации в Красной армии
учреждали День воздушного флота, то в первый же год торжества был проведен
авиапарад. По замыслу создателей, это должно было служить популяризации авиации
в широких массах. Ставка сыграла. От советской традиции не отказались и в новой
России. Однако согласно президентскому указу №949 от 1997 года (обновлен в 2006
году), было решено проводить праздничные мероприятия, посвященные Дню
Военно-воздушных сил, в День Воздушного Флота России.
Свой праздник спецы ВВС чаще всего проводят на
аэродроме — выполняют учебные полеты, проводят торжественное построение,
вручают награды отличившимся, устраивают встречи с ветеранами.
В городах, где дислоцируются части ВВС, есть военные
аэродромы. В ближайшие к празднику выходные часто проводят нечто вроде дня
открытых дверей: приглашают горожан на экскурсии, позволяют желающим
познакомиться с образцами военных самолетов и проводят показательные
выступления.
Интересные
факты о Военно-воздушных силах России
К Военно-воздушным
силам также относят Войска противовоздушной обороны (ПВО) . Однако не все: часть ПВО причисляют к сухопутным войскам.
Первые военные самолеты
в Российской империи были закуплены у Франции.
Основоположником
высшего пилотажа в мире считается русский летчик Петр Нестеров. Он был не
только пилотом, но и инженером-конструктором. Первым выполнил мертвую петлю
(1913 год). Пошел он на фронт Первой
мировой и погиб, выполняя таран вражеского самолета-разведчика. Интересно, что
тогда пулеметы на самолеты не устанавливали. Суда использовали для
бомбардировки и разведки. Нестеров хотел ударить своими шасси вражеский планер,
но не рассчитал траекторию и погиб в авиакатастрофе.
Многие думают, что
Советский Союз испытал впервые свой воздушный флот на финской войне. На деле же
это случилось раньше, во время гражданской войны в Испании (1936 — 1939 гг).
В 90-е годы и вплоть до
2009 года положение военной российской авиации было критическим. Однако
Министерство обороны резко увеличило финансирование этой сферы и дела ВВС стали
улучшаться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий